Праздник, первичная форма человеческой культурыМ.М. Бахтин
Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рождён и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос
К. Бальмонт
Любой народ существует для выполнения какой-то миссии, а таковая может существовать только до тех пор, пока жива культура, иными словами, самобытность этого народа. Философы XIX-начала ХХ века пытались сформулировать миссию для русского народа, но, к сожалению, так и не успели, смытые революционной смутой. Так русский народ и живёт теперь без неё. Да живёт ли? Те, кого мы сегодня с лёгкостью называем русскими, в большинстве своём, таковыми на самом деле и не являются.

В советские времена была искусственно выведена новая общественно-экономическая формация (то есть, нация, проще говоря) — советский народ. Никто в эту чушь не поверил: эстонцы остались эстонцами, а узбеки узбеками.И только русские в этом политическом словоблудии потеряли всё: и свою национальную культуру, и свой язык, и даже своё название. Ведь грузины жили тогда в Грузинской ССР, а литовцы в Литовской ССР. А вот русские, по какой-то странной логике — в Российской СФСР. Не русской, заметьте, а российской. По сути, с 1917 года у русских нет собственной государственности. Это понял (или ему объяснили) в своё время Ельцин, поэтому 12-го июня первоначально праздновали День независимости России, то есть, день отделения русской нации от других народов.

Через всё советское время все народы СССР пронесли свою культуру, даже в самых её незначительных проявлениях, таких как национальная кухня, костюм, национальные танцы и песни, не говоря уже глобальных атрибутах: языке, территории, религии. Все, кроме русских. У самих русских сегодня нет понимания того, что такое национальная кухня — каждый вкладывает в это понятие свой смысл, а некоторые вообще путают её с самими популярными блюдами. Иностранцы, в подавляющем большинстве своём, считают главными русскими деликатесами шашлык, пельмени и икру, а не щи, кашу да блины. Хотя в отношении последних также есть некоторые сомнения: не то русские показали местным викингам как их готовить, не то викинги, вместе с Рюриком и его дружиной, научили русских печь блины и есть их. Те и другие одинаково праздновали солнечные праздники, неотъемлемым атрибутом которых с древнейших времён были, как раз, блины.

Мало кто в России сегодня владеет хоть одним народным костюмом, я уже не спрашиваю про их использование. А вот эстонцы, например, хоть и пережили многие невзгоды вместе с русскими, на определённые праздники одеваются в народные одежды и поют хором народные песни. Сколько народных песен знают русские наизусть? А кто умеет танцевать русские народные танцы? Где этим танцам можно научиться? Не в школе, точно! Их умеют замечательно демонстрировать танцоры «Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева», которых за это обожает весь мир, а билеты на их выступления раскупаются за годы до представлений. Значит, танцы эти красивы, если пользуются таким успехом? Так может быть нам и самим стоит им научиться?

Даже «великий и могучий» скукожился в советские годы до размеров московского диалекта, на котором теперь говорит, хоть и с трудом, но вся страна «Ат МАсквы дА самых дА Акраин». Я был поражён, когда в Вологде и Ярославле не услышал от местных жителей их рОдного говОра. А ведь именно в диалектах и была заключена сила нашего языка. Диалект – не признак невежества, а символ богатства языка. А вот подражание несвойственным естеству манерам, как раз, вполне холопская черта. Страшно подумать, что в России больше НИКОГДА не появится новых Тургеневых, Буниных, Андреевых — мастеров, в первую очередь, красивого русского слова. Их тексты — как медленный секс, наслаждение от которых длится всё то время, которое их читаешь. Коммунисты и здесь оставили свой неизгладимый след – сократили алфавит русских букв и ввели «новую грамматику», упростив тем самым родную речь. Однако, простота не всегда признак величия. В некоторых случаях, как и в этом, она хуже воровства.

Россия сегодня занимает такую территорию, которая у неё в последний раз была при Иване Грозном. Романовы, собиравшие свою страну в течение трёхсот лет по крохам, были не только сами уничтожены большевиками, но и творение их жизни – Россия, была ими нарезана на большие куски и отдана немцам. И на это им потребовалось всего несколько месяцев власти! Опомнившись через двадцать лет и собрав на время эти части назад, в конце прошлого столетия Россия опять подарила их всё тем же немцам. Умом сложно понять, как Германия, проиграв дважды в течение одного столетия, ею же развязанные кровопролитные войны, всё же сумела прирастить к себе всю Европу!?

Однако не будем жадничать, Россия всё равно по территории — самая большая страна мира. Обидно только, что приходится доказывать всему миру, в том числе той же Германии, свои права на Крым. Такого не должно было быть.
Русские более тысячи лет исповедовали христианство в его греческой версии, называющейся по-русски Православием. До этого у русских были другие боги, которым наши славянские предки поклонялись, может быть, не одну тысячу лет. От этого духовного наследия до нас добрались только некоторые праздничные обычаи, хотя сами праздники в большинстве своём мы тоже, к сожалению, позабыли и не умеем отмечать. Легко отстроить вновь церкви и монастыри, и даже набрать паству, но вернуть к жизни утраченную радость праздника не так-то просто. Как ни печально, христианская церковь слишком часто оказывалась на пути у русской культуры. Активно противоборствуя оставшимся с языческих времён традициям и обычаям русского народа, церковь, видимо, имея благие намерения, обедняла, тем не менее, русскую культуру и уплощала русский быт. И тем более отрадно, что, несмотря на все запрещения и преграды со стороны Православной церкви и государства, народ сумел сохранить некоторые обычаи, уходящие корнями в такое далёкое прошлое, о котором мы имеем лишь весьма смутное представление, и о котором мы можем судить исключительно по этим явлениям.

Православной церкви следовало бы вместо борьбы и критики всех и вся, на которую у неё уходит слишком много времени, заняться, например, восстановлением традиции христианских праздников в том виде, как это было сто лет назад. Ведь как сегодня празднуется Рождество Христово? Ну, предположим, этому мероприятию просто не повезло, и в советские годы у него была украдена вся его символика — ёлка, подарки, ночные гулянья и т.д., а сама Церковь ещё и сдвинула этот праздник на неудобное место в календаре. Впрочем, Рождество в этом плане «попробовало собственного лекарства», так как «украло» время проведения и традицию у Коляды, более древнего языческого праздника зимнего солнцестояния.
А Пасха, главный праздник российского календаря до 1917 года, традицию которой не смогли изжить и побороть даже коммунисты. Хоть они праздника не замечали и не отмечали официально, однако, каждый гражданин страны Советов знал, в какое воскресенье года нужно было красить яйца. Но знает ли кто-нибудь в сегодняшней России, почему в праздник распятия и воскресения Иисуса Христа нужно красить яйца? Или, в какие ещё русские праздники было принято красить яйца? А почему на Рождество наряжают ёлку? У каждого символа каждого из традиционных праздников имеется своё глубокое значение и своя история.

Иногда у меня создаётся впечатление, что русские стесняются быть русскими, иметь отличные от других народов традиции и культуру, предоставляя другим нациям свободно проявлять свои национальные чувства. Как иначе объяснить, например, оплаченную городскими властями Санкт-Петербурга, наружную рекламу, заполнявшую щиты города в течение последнего года. Под заголовком: «Сила Санкт-Петербурга – в единстве» размещены девять символических картинок народных праздников, из которых:
— 2 межнациональных (Масленица и Навруз)
— Сагаалган (буддийский Новый год)
— якутский праздник Ысысах
— буряткий праздник Сурхарбан
— фино-угорский праздник Юханнус (синтаксис оригинала, правильно писать «финно-угорский»)
— чувашский праздник Акатуй
— марийский праздник Пеледыш Пайрем
— татаро-башкирский праздник Сабантуй.

И всё! А где же русские праздники? Я не поленился выяснить национальный состав жителей Санкт-Петербурга и узнал, что русские составляют 92,48% жителей! Почему же для них не нашлось места на городском плакате социальной рекламы? Якутов в городе проживает 701 человек, а бурятов – 1287. В пятимиллионном городе! Не уточнял, сколько в городе живёт исповедующих буддизм, однако, ежедневно проезжая на работу мимо единственного в городе буддийского храма, никогда не наблюдал там очередей. Представители всех приведённых на плакате национальностей и вероисповеданий (по какой логике туда попали только буддисты!?) легко разместятся в одном многоэтажном доме Санкт-Петербурга, но их праздники оказались отчего-то важнее для «единства», чем те, которые празднует подавляющее большинство населения. Гораздо больше, чем якутов, чувашей, марийцев и финнов в городе живёт евреев, армян и узбеков, но их праздникам тоже не хватило на плакате места. Да и вообще, в чём администрация города усмотрела «силу» единства менее восьми процентов населения?

Конечно, ради справедливости необходимо отметить, что Масленица – русский праздник, без которого трудно представить себе жизнь города, но откуда у городской администрации берётся такая неслыханная застенчивость, что они стыдятся написать слово: «русский»? Может, от того, что фамилия нынешнего губернатора ПолтавченКО, а предыдущего МатвиенКО? Ведь «Масленицей» этот праздник называют только русские! У украинцев он зовётся «Масниця», а у белорусов – «Масленiца» или «Масленка». Если, конечно, под символом «межнациональный» скрывается этот смысл. И если уж авторы плаката хотели быть такими педантичными, то финно-угорский «Юханнус» — всего лишь праздник Ивана Купалы, хоть и подзабытый в России, но широко отмечаемый в Белоруссии и на Украине. То есть, тоже «межнациональный».

Лучшим способом уничтожения любого народа является не уничтожение его элиты, хотя и это наносит существенный удар по идентификации, а лишение его своих культурных корней. Ибо, как бы цинично это не звучало, но в последнем случае люди остаются, а их национальная самобытность исчезает. Но так ли это важно, спросит, наверное, кто-то, чтобы русский ощущал себя русским? Вот что на эту тему написал известный этнограф и энтузиаст русской культуры XIX века И.П.Сахаров: «Мы одни можем верно изобразить свою жизнь, представить свой быт со всеми изменениями; этого Россия ожидает только от Русских. Ни один чужеземец не поймёт восторгов нашей семейной жизни: они не разогреют его воображения, они не пробудят таких воспоминаний, какими наполняется Русская грудь, когда её быт совершается воочию. От этого-то наши родные напевы так сладко говорят Русской душе о родине и предках; от этого-то наши былины так умильно воспоминают о горе дедовском; от этого-то наши сказки так утешно радуют нас своим родным языком; от этого-то наши игры так утешают молодежь после тяжких трудов; от этого-то на наших свадьбах так резво веселится пылкая душа мужающих поколений; от этого-то в суеверных поверьях нашего народа отражается общая мировая жизнь. Все это составляет нашу народность, и в этом вмещается вся Русская семейная жизнь».

Народ во что бы то ни стало должен сохранять свою культуру, ибо без неё — он просто рабочая сила, а не нация. Именно этой целью я руководствовался при написании этой серии статей о праздниках, которые русские люди праздновали наряду с другими народами или отдельно от них. Ведь каждый из них является частью нашей культуры, а значит, частью нашей национальной самобытности.

СВЯТКИ. РОЖДЕСТВО. НОВЫЙ ГОД

Никто не знает, когда в России появился праздник Святок, и даже о самом названии имеются лишь версии. Христианская церковь производит слово от «Святых недель», то есть, связывает его непосредственно с рождением и первыми днями жизни Христа. Беда только, что сам праздник Святок намного старше христианства. К тому же, в русской праздничной традиции имелись ещё одни Святки – летние, которые в народе звались Зелёными святками.

Праздники, связанные с солнечным циклом – дни равноденствия и солнцестояния, а именно это и составляет историческую сущность Святок, отмечались людьми с незапамятных времён. Солнечный культ, пожалуй, самый стойкий из мировых праздничных традиций. Имеются сведения о таких торжествах в Египте уже 6 тысяч лет назад, а в Индии, скорее всего, традиция ещё старше. Славяне, как и кельты, германцы, древние греки и римляне – все отмечали солнечные фазы длительными весёлыми празднествами. Претерпевая многочисленные трансформации с течением времени, культ Солнца, в тех или иных формах, сохранился до наших дней, подчас преодолевая немыслимое сопротивление со стороны властей и религий. У славян день зимнего солнцестояния или рождения нового Солнца в конце декабря, был и Колядой, и Рождеством Христовым, а теперь в России сконцентрировался на праздновании Нового года. А ведь он и изначально был праздником нового года, только солнечного, а не календарного, как теперь. Весеннее равноденствие отмечалось Масленицей, летнее солнцестояние — Купалой, а осеннее равноденствие – праздником Таусень, который был днём богини Лады.

Коляда (или Коледа) предположительно был одним из ранних славянских богов, хотя, никаких письменных источников того времени не сохранилось, поэтому утверждать это как факт было бы неправильным. Зато почти до самого нашего времени дожили «колядки», обряд перешедший из языческих Святок в Рождественские. Колядовали в России в Сочельник, то есть в ночь на 25 декабря. Молодёжь собиралась группами. Как правило, в этой группе были и ряженые — парни, одетые в вывернутые тулупы, в масках из бересты, часто с приделанными рогами. Молодёжь отправлялась с песнями по деревенским домам, добывая съестное в приготовленные для этих целей мешки, в обмен на пение поздравлений сопровождаемое танцем. Исследователь русского быта И. Шангина так описывает смысл колядования: «Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к домам потомков, а одаривание их – как жертвоприношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX – начале XX в. колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен». Похожее действо происходило и в новогоднюю ночь, которая до революций называлась Васильевым вечером (в христианской традиции). Только тогда по деревням ходили дети, пели другие песни и носили с собой сделанную из бумаги восьмиконечную звезду на длинной палке. И называние у этого действа было другим — Славление. Поскольку дети были одеты в белые одежды, подобно ангелам, а тексты их песен были христианскими, скорее всего, Славление является неким переосмыслением древних колядок, что не умаляет красоты этого действа.

Собственно, подобные шествия с пением и с получением награды за это, происходили не только в Святки, но и в другие праздники солнечного цикла, однако в красочном письменном изложении дошли до нас только гоголевские рождественские колядки. В жестоко урбанизированном мире практически не осталось места для подобных действ, хотя в Финляндии эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня. В день Вербного воскресенья маленькие дети, переодевшись ведьмами и лешими (что свидетельствует о древности традиции), ходят по квартирам многоэтажных домов с веточками вербы, украшенными разноцветными лентами, выговаривая нестройным детским хором определённые слова и получая за это заранее приготовленные для них во всех домах конфеты и другие сладости. Пришло это действо, как утверждают сами финны, из Карелии, жители которой всегда были православными, а называется оно «Вирпоминен» и происходит от нашего слова «верба». Не от этого ли произошли и русские слова «вербование», «вербовка», которые теперь имеют совершенно иной смысл.

В обрядовости Святочного времени, называемого по-разному, но имеющего одну традицию по всей Европе вообще наблюдается больше общего, чем различного. Везде «гуляют» две недели и делают примерно одинаковые вещи. На первой неделе Святок много едят, а на второй – много гадают. Первая неделя считается «чистой», а вторая – «нечистой». Почти во всех европейских странах в это время едят свинину. В России тоже было принято подавать поросёнка зажаренного целиком или свиную голову в уксусе или под хреном. Шведы также подавали свиную голову, украшенную яблоком во рту. В Финляндии готовили свиной окорок, а датчане ели поросёнка целиком и пекли печенье в форме свиньи, украшая его различными узорами. На Севере России было также принято печь пряники в форме домашних животных. Везде испечённые изделия сохраняли до конца Святок, а иногда и хранили многие годы. Скандинавские Святки называются «Йол» или «Йул» (Jol, Jul), от них слово перешло и к финнам, которые называют это время «Йоулу» (Joulu). Общим у скандинавов, финнов и русских является также то, что подарки в это время приносит не Святой Николай, как это происходит в большинстве стран Европы, а другой персонаж, никак с Николаем-Угодником не связанный. В России — это Дед Мороз, сравнительно новое действующее лицо, а в Финляндии «Йоулупукки» (Joulupukki). Первая часть слова уже знакома и означает святочное время, а вторая значит «козёл». Его и изображали ещё сто лет назад в виде козла. И был он совсем не добрым, и подарки дарил далеко не всем детям. Финские дети ещё моего поколения, этого персонажа боялись больше, чем ждали, так как он, приходя, выяснял сначала у родителей, был ли ребёнок послушным в течение года, и только потом решал, достоин ребёнок подарка или розог. Считается, что появление этого персонажа было связано с традицией ряженых, и приходил он в финские дома не вначале Святок, а в самом конце, в последний день. Его было принято угощать объедками праздничных блюд. Таким образом хозяева прощались со святочным временем и решали проблему объедков «праздничного стола». Я же уверен, что «Йоулупукки» старше финского «козла», и имеет отношения к ряженым лишь постольку, что те изображали более древнего персонажа Святок. Во многих скандинавских и славянских языках существует созвучное слово, означающее специальных святочных бесов и чертей. В Исландии их называли «Puki», в Ирландии –«Pooka», а в России – «Бука». В задачи этих бесов, как раз, и входило пугать детей. Букой их пугали в России ещё в начале ХХ столетия. Именно в Буку наряжались ряженые, и именно они являются прообразом финского Деда Мороза – Йоулупукки.

Как видим, ряженые в святочное время ходили не только по российской земле. «Поведение ряженых на святочных вечерках, которые устраивались в течение всех святок, было несколько иным. Если при обходе домов они играли роль артистов, пугавших, веселивших и развлекавших зрителей – хозяев, то во время игрищ молодёжь, зачастую тоже переодетая, и приходившие ряженые сливались в едином веселье, где не было зрителей, а все становились участниками общих игр» — отмечает И. Шангина.
Высокомерные европейцы считают, что традицию празднования Святок славянам принесли римские легионы, так как в Риме в те времена был распространён культ бога Митры. Митра родился 25 декабря, и, скорее всего, это повлияло на дату рождения Иисуса Христа, но никак не могло быть связано со славянскими Святками, так как сам митраизм пришёл в Рим из Ирана, занесённый туда индийскими ариями. Те же арии широко распространились по территориям, населённым славянами, германцами и скандинавскими племенами, так что если Святки и имеют что-либо общее с культом Митры, то, всяком случае, не римляне его на славянских землях распространяли. Вообще, если я изучал правильную историю, то римляне просто никак не могли успеть сильно потревожить славян, и всё римское влияние на славянскую культуру, так или иначе, шло через Византию.

Как уже отмечалось выше, государственная власть и христианская церковь боролись с народными праздниками, считая их поводы следствием дикости народа, а почитаемые божества — идолами. Учёные предполагали, что древние предки наши идолизировали явления природы, «сотворяя из них кумиров», что не приветствовалось Библией. Вот, например, мнение профессора Болотова, высказанное им в конце XIX века: «Язычество, с которым ведёт борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках». Странно лишь то, что ни учёные, ни горячо ратовавшие о забвении народных праздничных традиций христианские деятели, не искали ответов на назойливо возникающие вопросы: почему люди, практически, всего населённого людьми пространства планеты, находили одинаковые поводы для «идолизации» и праздновали одни и те же праздники в одно и то же время, несмотря на различия климатических, экономических, политических и социальных условий? А также: почему в течение вот уже более тысячи лет наличия христианских праздников, которые в большинстве своём календарно «накрыли» собой предыдущие — народы не забывают своих традиций и продолжают, например, красить яйца на Пасху и готовить свиной окорок на Рождество. Какой же силой обладают верования «диких» народов, что никакая борьба и переименования не могут уничтожить их совсем? Даже в советские времена, когда запрещены были как традиционные народные, так и христианские праздники, люди СССР чётко знали, когда наступит Пасха, и умели приготовиться к ней как положено. Праздник Коляды исчез, но в традиции Рождества Христова остались колядки. На время Купалы наложился праздник рождества Иоанна Крестителя, крестившего верующих водой и удачно вписавшийся в более древнюю купальную традицию, образовав в некоторых славянских странах праздник Ивана Купалы и в это ночь люди продолжают жечь костры и прыгать через них, а также купаться ночью. И. Снегирёв, один из энтузиастов возрождения народных традиций не вопреки христианству, но вкупе с ним, писал ещё в начале XIX века: «Различествуя по цели и сущности своей от церковных, христианских празднеств, древние праздники народа остались от древнего его быта, как отечественные обычаи, обратившиеся в игру его жизни».

Многие персонажи российской истории оставили по себе память, связанную, в том числе, и с празднованием Святочно-рождественского времени. Вот какой рассказ приводит другой знаменитый русский этнограф А.Терещенко о Святках Ивана Грозного: «Надевание личин и переряживания составляли собственный предмет святочных увеселений, которые царём Иоанном IV часто превращались в страшные зрелища. Законодатель великого дела – «Стоглава» – ездил по Москве со своими опричниками в скоморошных, шутовских и чудовищных нарядах. Собачьи головы и мётлы были привязаны к сёдлам в ознаменование того, что грызут царских лиходеев и метут Россию. Боярин кн. Михаил Репнин, видя царя, упоенного во дворце крепким мёдом и пляшущего со своими любимцами в личинах, заплакал от горести. Иоанн хотел надеть на него маску, но Репнин вырвал её, растоптал ногами и сказал: «Государю ли быть скоморохом?» Царь велел умертвить его, когда он молился в церкви! …В одно время опричники вломились в дома многих знатных людей, выбрали известных красотою жён, увезли из города и представили царю: он избрал некоторых для себя, прочих уступил своим любимцам и ездил с ними вокруг Москвы в безобразных переряживаниях: жёг усадьбы опальных бояр, даже истреблял скот, и при обыкновенных восклицаниях своей дружины: «Гойда! гойда!» возвращался в Москву, повелев ночью развести жён по домам: некоторые из них умерли от стыда».

По-видимому, не желал отставать в организации праздников от старшего товарища и другой русский монарх Пётр Первый, в деяниях которого наблюдались очень похожие мотивы. У Д. Мережковского читаем: «Сия потеха Святок так происходит трудная, что многие к тем дням приуготовляются, как бы к смерти». Сохранилось несколько воспоминаний современников о святочных потехах Петра и его «Всешутейшего собора», пародировавшего в самых отвратительных формах церковные традиции и обрядовость. Пьяные аристократы во главе с монархом, называвшим себя в этом «соборе» Пахом-Пихайхуй, ездили по домам знати и купцов, исполняя там шутовские и застольные песни, пили и ели, глумились над хозяевами, называя своё действо «славлением».

Тем не менее, видимо, именно Петру I мы обязаны появлением в русской Святочно-рождественской традиции ёлки. Пётр Первый перенёс празднование Нового года в России с первого сентября на первое января, по европейскому образцу, и приказал встречать начало нового года огнями и фейерверками, а дома украшать ветками хвойных деревьев. Поскольку ослушаться его приказов было так же опасно, как и оказывать сопротивление действиям Ивана Грозного, ёлка быстро вписалась в святочную традицию. «Колядские забавы хотя совершаются во всей России, однако в местах, где живут иностранцы, особенно в столице, вошла в обыкновение ёлка. В Европе существовал с давних времён обычай одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на новый год.

Нет семейного дома в Петербурге, где бы не праздновали ёлки. Есть ещё обычай, что дети в этот день и новый год говорят поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им наслаждаться здоровьем, долго жить и заключают тем, чтобы их одарили» — отмечал Терещенко в первой половине XIX века. Упоминаемый цитируемым автором обычай европейцев одаривать в эти дни детей имеет не такую давнюю историю, как это можно представить из текста. Первоначально подарки было принято делать в день Святого Николая, который приходится на 6 декабря по юлианскому календарю. Святой Николай жил в III веке в Малой Азии на берегу Средиземного моря. Происходил он из богатой семьи, но всю жизнь помогал бедным, за что и был канонизирован после смерти. О милосердии и заступничестве Николая-Угодника ходит много легенд, одна из которых гласит, что некий бедный отец семейства никак не мог прокормить трёх своих дочерей и решил отдать их в чужие руки. Прослышав об этом, Святой Николай пробрался в дом и спрятал мешок с монетами в дымоходе. У камина в то время сушились чулки (башмаки, по другой версии) дочерей, и когда утром они проснулись, их старые чулки были наполнены золотыми монетами. Легенда эта стала настолько популярной, что возникла традиция в канун дня Святого Николая развешивать чулки у камина (в других странах дети выставляют свою обувь на крыльцо), в которые заботливые родители складывали подарки для своих детей. Со временем традиция дарения подарков детям переместилась на Рождество.

В России Николай-Чудотворец также является одним из самых почитаемых святых, и день Николы Зимнего всегда был одним из самых главных праздников года. В этот день, например, в дореволюционной России генерал-губернатор Великого Княжества Финляндского устраивал ежегодный бал для финнов, чем-либо отличившихся в течение года, и вручал им российские ордена, медали и денежные премии. Торжества 6-го декабря в день Николая-Чудотворца, по-видимому, так запали в душу финнам, что, несмотря на то, что их парламент принял декларацию о независимости 4 декабря 1917 года, а получил заверение легитимности этого решения за подписью Ленина 31 декабря того же года, День независимости Финляндии отмечается 6-го декабря. И в этот день президент страны устраивает бал, полностью повторяющий генерал-губернаторский, а перед этим весь день вручает государственные награды.

Может быть, из особого уважения к этому святому, в России не прижилась идея, чтобы Николай-Чудотворец бегал из дома в дом с мешком подарков за спиной, поэтому Дед Мороз никакого отношения к Святому Николаю не имеет. Современная публицистика пытается искать корни возникновения образа Деда Мороза в далёких языческих временах, выводя его из бога Велеса. Какими-то прообразами современного Деда являются Мороз Иванович из одноимённой сказки В. Одоевского и Морозко из народной сказки, однако, естественно, эти персонажи не могли играть никакой роли в Рождественских праздниках дореволюционной России, ибо никак не соотносились с христианскими образами. Вот и получается, что Дед Мороз – чисто советское изобретение, и исключительно связанное с празднованием Нового года в его советском, и теперь уже постсоветском формате. Тогда ему в помощницы образовалась и Снегурочка, по-советски косо скроенная. Ведь по легенде Снегурочка – внучка Деда Мороза, но тогда кто же её родители? Для сталинских времён было вполне нормальным, что ребёнок не знает, кто его родители. Живёт с дедушкой, который тоже не решается о них рассказывать, да и сам ребёнок спрашивать о маме и папе не решается. Просто боится. Но теперь-то?!

Зато родители американского Санта-Клауса хорошо известны всему миру – это «Кока» и «Кола», создавшая этот образ исключительно в коммерческих целях, и взяв его прообразом персонаж поэмы Клемента Мура. Кстати, знает ли кто-нибудь, что самый популярный в мире сахарный напиток носит в себе названия двух наркотических растений – латиноамериканской коки и африканской колы? Воистину, два минуса при умножении дают плюс (если, конечно, «Кока-Колу» можно «упрекнуть» в чём-то позитивном, кроме прибыли, которую она приносит своим хозяевам). Своё имя американский Дед Мороз получил также от Николая-Угодника, но в голландском его варианте – Синтер Клаас. Каким образом «пепел Клааса» стукнул в сердца рекламистов «Кока-колы» теперь уже не отгадаешь, но, вероятно, это как-то связано с тем, что именно в это время маркетинг обратил внимание на детей как потенциальных потребителей, зомбировать которых казалось более дешёвым делом, чем их родителей.

Ещё до закрепления Деда Мороза главным персонажем российских зимних празднеств, его роль однажды успел исполнить вождь пролетариата В.И. Ленин. Об этом, в чрезвычайно комичном изложении (с точки зрения здравого смысла), сообщил миру его ближайший соратник В.Бонч-Бруевич (кстати, «бруем» в России называли человека, страдавшего ночным недержанием мочи). Меня удивило, как человек дворянского (хоть и польского) происхождения, почти закончивший институт, и занимавший в Советской властной системе высокие посты, мог оставить такие бездарные, напоминающие детское сочинение, воспоминания! Кроме наивной слащавости и подобострастной лживости, само содержание наполнено такой психологической патологией, что читать его интересно, смешно и жутко одновременно.

Попал на детский праздник Сочельника Ленин вполне случайно, так как в школе в Сокольниках, которые в те времена были лесистым пригородом Москвы, отдыхала его жена Надежда Константиновна. Её-то Владимир Ильич и посещал регулярно, а отправившись туда в Сочельник, решил заодно повеселиться с детишками. Но вот беда! По дороге в Сокольники его ограбили, отобрав, по описаниям Бонч-Бруевича, пропуск (он пытался показывать свой пропуск в Кремль грабителям!!!), браунинг (!) и, конечно же, автомобиль «Renault 40CV». Интересно, зачем Ленин, отправляясь к «детишкам на ёлку», прихватил с собой браунинг? Или готовился к интенсивной встрече с женой? А может, как выразился по другому поводу Бонч-Бруевич, «по конспиративной привычке», просто привык не выходить на улицу без оружия?

Судя по дальнейшим событиям, пассажиров шикарного автомобиля, вероятнее всего, ещё и раздели, о чём «верный Бонч» вождя пролетариев предпочёл умолчать, потому что охранник находившегося вблизи здания местного совета, никак не желал допустить компанию к телефону. Думаю, прилично одетый и интеллигентно выглядящий господин с бородкой и дамой подмышкой (с Лениным ехала его сестра) и двумя вооружёнными охранниками (водитель и его помощник) не вызвал бы подозрений охраны, но вот четверо в неглиже, один из которых упорно настаивает, что он – глава этого государства, вполне могли породить определённые сомнения… Как бы то ни было, когда Ленин добрался до телефона, он позвонил не куда-нибудь, а в ВЧК и самому Петерсу (заместителю Дзержинского). На официальном бланке ВЧК под расшифровкой аббревиатуры значится: «по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и преступлениями по должности». Чем же из трёх этих преступных действий счёл Ленин своё ограбление?

Поняв, что одного автомобиля для его путешествия из Москвы в Сокольники может не хватить, Ленин заказал из кремлёвского гаража три (!) машины, а своего водителя отправил на поиски украденного «Рено», и приказал без машины «домой не возвращаться». Водитель, а за ним и Бонч-Бруевич, пообещали автомобиль разыскать и преступников поймать. А если не поймаем, добавил Бонч, «то расстреляем». Это за угон-то автомобиля! В «жестокие» царские времена за грабёж давали всего четыре года исправительных работ.

На самом деле получилось даже лучше. Преступников поймали, хотя и через полгода, зато, как и обещал Владимир Дмитриевич, расстреляли. А машина нашлась в тот же вечер, ибо на её розыск были подняты все силы московской милиции и дружинники, а контролировал операцию сам Дзержинский. И пока Ленин играл с детишками в «кошки-мышки» и водил хороводы вокруг ёлки, два милиционера лишились жизни, пытаясь отнять у бандитов его «Рено». Что же такого ценного Ленин отдал бандитам, что поднял на ноги всю московскую ЧеКу? Если он имел возможность вызвать из гаража сколько угодно машин, то вряд ли так зажмотился за один «Рено» для братишек-уголовников! Не пропуск же в Кремль?! Одежду, по воспоминаниям современников, Ленин тоже любил «получать с кремлёвского склада», куда она попадала после расстрелов её бывших владельцев. И поскольку расстрелы в те времена проводились круглосуточно, и даже являлись своеобразным развлечением для чекистов**, то дефицита костюмов для главы коммунистического государства образоваться также не могло. Скорее всего, это так и останется загадкой, в отличие от того, как Ленин провёл остаток того вечера.

Меня мучает вопрос: за что так обиделся на бандитов Ильич? Не он ли всего за несколько месяцев до означенного случая призывал соотечественников: «Грабь награбленное»****. Вот они последовали его, как всегда, мудрому совету. Ведь не на заработанные же в Кремле денюжки был приобретён тот «Рено», а экспроприирован из Императорского гаража Николая II, вместе, кстати, с «шофферами», как тогда было принято их называть. А браунинг вполне мог быть из той большой партии, которую большевики закупили в Бельгии на деньги ограбленного в Гельсингфорсе (Хельсинки) банка. Так что, всё имущество, «уведённое» грабителями, было тоже у кого-то награблено. Что-то очень ценное или важное, а может быть сильно компрометирующее, вёз Ильич своей уставшей супруге в Сокольники. Факт!

Ленин и был-то на ёлке всего один раз в жизни, да и то случайно, как мы только что выяснили, зато картин на эту тему написано столько, что «Кока-колин» Санта-Клаус просто отдыхает. Причём, все они однажды и вдруг появились через пару десятков лет после означенного события. Сюжет ли так вдохновил советских художников сталинской закалки или альтернатива на случай отказа писать картину на эту тему, но как же, глядя на эти художества, не проникнуться любовью к доброму дедушке, так мило играющему с детишками! И ни на одной картине не проглядывает под пиджачком кобура от браунинга, украденного грабителями непосредственно перед хороводом. Или, вождь носил оружие за поясом, как и положено уважающему себя «крёстному отцу»? По крайней мере, логика его была идентична мафиозной: мы можем нарушать любые законы и правила, но тот, кто поступает также по отношению к нам, должен быть жестоко и беспощадно наказан.

Ажиотаж с картинами сопровождался публикацией в широкой печати этого эпизода из жизни Ленина, что чрезвычайно пригодилось, ибо Сталин решил согласиться с предложением Постышева, и разрешить народу, начиная с 1935 года, встречать Новый год. Праздничную символику — ёлку и подарки – позаимствовали у христианского Рождества, хотя всего за несколько лет до этого журнал «Безбожник» публиковал такие тексты: «Рождественская ёлка — это фетиш. Выбросив иконы за окно, мы прячем бога за ёлку. С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни ёлке, ни рождественским подаркам». И ещё: «Религиозность ребёнка начинается именно с ёлки, которая, заполняя собой всё его существо, заражает религиозным настроением, верой в таинственные силы. Ребёнок отравляется религиозным ядом и получает неверное представление об окружающем мире, что в дальнейшем затрудняет его учёбу и работу».

Вполне понятно, почему Новый год так быстро стал самым популярным торжеством года. Это единственный праздник (и до сих пор), не имеющий ни политической, ни религиозной подоплёки. Празднование его никого не может оскорбить или обидеть. Он не дискриминирует никакие группы населения. И, тем не менее, борьба вокруг Нового года не прекращается. Вот какие современные тексты можно прочесть на просторах интернета: «В преддверии столь достославного «праздника» мы считаем нужным вновь обратиться к этой теме. Повышенное внимание к этому вопросу происходит с нашей стороны потому что, нет у нашего народа «праздника» более скотского, пьяного, блудливого, наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью. Каждое отмечание «нового года» есть начало, когда через духовную распущенность призывается идоложертвенным образом Сатан, и всяческими непотребствами ему приносятся скверная, беззаконная и богомерзская жертва. Люди, скачущие вокруг неведомого древа хвойной породы становятся соучастниками сатанинского спектакля, превращаясь в сатанинские сосуды. Несть числа пьянству, сквернословию и всяческим кощунам, которые люди попускают себе. Все это похабно-скотское действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского Поста и ожидания воплощения Бога Слова».

Я не понимаю, почему автор предыдущей цитаты считает себя христианином? Разве не любви учит нас Иисус, разве не его слова: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Куда же девается любовь родных русских православных, когда они пишут такие злые тексты, льют мочу на не понравившиеся фотографии (это же надо было принести с собой баночку с мочой из дома!!) или обижаются на ещё не виденные ими фильмы? Или в генетику русского человека уже пробралась и крепко там засела коммунистическая формула успеха: «Кто не с нами, тот против нас»?

Когда коммунисты в 1918-м году решили перейти с юлианского летоисчисления на григорианское, русская православная церковь осудила этот шаг и оставила свой календарь без изменений. Мне хорошо понятна мысль иерархов церкви того времени, ибо русский крестьянин, которых в стране ещё оставалось подавляющее большинство, просто не знал другого календаря, кроме календаря христианских праздников. Поэтому все сельскохозяйственные работы проводились не по числам месяцев, а «на Петровки» или «на Илью». Вся крестьянская жизнь пошла бы в одночасье прахом, если бы праздники вдруг сдвинулись на две недели. Однако, почему современная православная церковь продолжает упорствовать в сохранении юлианского календаря, мне никак не уразуметь. Крестьяне уже давно умеют пользоваться календарём, да и сколько их осталось-то?! Половина христианских праздников привязаны к лунному календарю и проводятся, в любом случае, в разные календарные даты каждый год. Так чем может им помешать смещение туда или сюда?

В чём действительно прав автор предыдущей цитаты, так это в том, что празднование Нового года приходится на время рождественского поста. Но не с «сатанинским» праздником Нового года следует бороться, а с незрелостью той Церкви, которая вопреки здравому смыслу, не желает вернуть нормальный ход вещей, когда Рождество Христово праздновалось бы 25 декабря, и накануне его заканчивался бы пост. От этого выиграли ли бы исключительно верующие православные христиане, которые могли бы, не нарушая поста, справлять приход нового года, как старую народную традицию. Можно ещё как-то оправдать борьбу против чужих (я и это лишь понимаю, но принять отказываюсь), но зачем же бороться со своими? Это уже ни в какие (кроме коммунистических) рамки не лезет.

В учебниках по воспитанию собак уже давно подтверждается, что наказание не является эффективным инструментом воздействия, и предлагаются только методы поощрения. А мы всё пытаемся укусить друг друга как можно больнее. А требуется от нас всего-то ничего – желать друг другу «Счастливого Рождества и весёлого Нового года»!

__________________________________________________________________________
*Сохранились воспоминания, что заместитель Председателя ВЧК Якобс Петерс не только любил сам «пострелять», но и брал с собой своего малолетнего сына, который всё время канючил: «Папа, дай я…»

** Впервые данное выражение было использовано Лениным в речи 24 (по другим источникам — 23) января 1918 года в редакции «мы грабим награбленное». Сам Ленин при этом сослался на выступление донского казака Шамова на III Всероссийском Съезде Советов 16 января 1918 года. Шамов в этом выступлении заметил, что «мы грабим грабителей».
В своём выступлении на заседании ВЦИК 29 апреля 1918 года Ленин заявил:
В лозунге «грабь награбленное» я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история. Если мы употребляем слова: экспроприация экспроприаторов, то почему же нельзя обойтись без латинских слов? (Аплодисменты).


Опубликовано в журнале «Лидер» №44, 2017
Скачать в pdf-формате

Jaa/Поделиться: