МАППЯ вдруг сообразил, что ассоциация в этом году отмечает десятилетие. Вернее, должна была в марте отметить, если уж быть досконально точным. А мы с этим кризисом совсем и забыли! Десять лет — время подводить первые итоги. Но так ли они значительны, чтобы были достойны даже этих строк? Трудно сказать….Может быть, лучше попробовать порассуждать вообще о том, почему сувенирные ассоциации в России преуспевают не очень?

Для этого нужно вернуться в начало, в 1999 год. Страна, как и теперь, находилась в состоянии выхода из кризиса. Тогда — первого в его постсоветской истории. Нужно ли было именно тогда открывать ассоциацию. Думаю и теперь, что да. Почти доказательством может судить тот факт, что и в Москве открылась ассоциация IPSA, провозгласившая те же принципы работы, и до шпиономании одинаковую программу. Такое совпадении могло случиться только по причине назревших обстоятельств. Я и Таранов почувствовали это, другие тормознули. Конечно, большой неожиданностью для меня стало то, что большие питерские фирмы сразу же НЕ ПОШЛИ в нашу ассоциацию. Я не учёл амбиций. А они заявляли в лицо: «А почему вы не пригласили нас в учредители»? Другие приходили, смотрели, спрашивали и …не вступали. А потом, я видел их членами IPSA. Там в Москве, им удалось начать более правильно — сразу выставка, которая, собственно, и обЪединила народ в ассоциацию быстро и безболезненно. В Питере, да в 1999 году, о выставке было даже думать смешно! Были «Реклама и информация» весной и, уже, по-моему, ВДРХ осенью, но и они были хилыми и слабыми, а за ними всё же стояли большие выставочные компании, не наша карликовая ассоциация!

И всё же, нашли и мы свою нишу, появлились члены ассоциации, и развитие её пошло совсем по другому пути, нежели IPSA. И вот в 2003 появляется новое обЪединение — РАППС. Вот у них, как раз, было время всё хорошо обдумать, посмотреть на наши ошибки и шишки, и сделать из них выводы. Не сделали! Просто собрали всех самых больших на рынке, тех самых, обиженных на «неприглашение» в МАПП и IPSA и, похоже, на волне этой обиды и обЪединили свои силы. Сделали выставки, явно в пику IPSA, в те же дни, весной и осенью, стали издавать журнал, перед этим пытавшись сманить всех моих работников в издательстве МАПП. Громко заявили о себе, как о первых и единственных, но, на деле, все понимали, что и не первые, да и не единственные. Смешно же! Но это всё история. А суть-то дела не приближается. Почему же ни одна из ассоциаций не работает так, как скажем PSI?

Ведь и немецкая ассоциация создавалась в довольно сложное для Германии время. Страна разделена на двое, экономика ещё не оправилась от войны, полным ходом идёт реструктуризация отраслей, денег мало. Но к десятилетию своего основания PSI пришла совсем с другими результатами, чем наши российские ассоциации. Почему ТАМ ассоциация нужна, а в России не нужна?
Пенять на уровень профессионализма работников ассоциаций — нелепо. И в МАППе, и в IPSA, и в РАППСе действительно работают лучшие люди отрасли, самые профессиональные из тех, которых можно в этой стране добыть. Но у каждой из ассоциаций получается что-то одно, и то, могло бы быть и лучше. У нас журналы, у IPSA — выставки, у РАППСа — работа с членами ассоциации, да и выставка, когда они отказались от бараньего противостояния лоб в лоб с IPSA, тоже неплохая.

Русские — нигилисты и анархисты. Об этом писали все русские философы, пока их не постреляли. Писали сто лет назад, но мало что изменилось. Может быть, в этом секрет неуспешности ассоциаций. В неверии рынка в то, что кто-то может бескорыстно тратить своё время и силы на решение проблем других? И то верно! Поэтому, недаром наиболее успешными являются журналы и выставки — проекты коммерческие, по своей сути, хоть и организуемые некоммерческими структурами. «Помогай себе, тогда тебе и каждый поможет» — сказал Ницше. В его устах это была ирония. Он не любил капитализма, но как истинный философ, сумел просто и лаконично описать его суть.

Конечно, большую роль играет и тот факт, что отрасль малюсенькая, а ассоциаций аж три! И никто не хочет уступать, и отступать. Ни шагу назад! Только Таранов ушёл. Может, устал. Может, почуял вовремя кризис. С открытием ассоциации он здорово угадал, может быть, чутьё не подвело и в этот раз! Конечно, положа руку на сердце, должен и я признать, что для российского рынка ещё оччччччень долго необходимо и достаточно было бы ОДНОЙ ассоциации. Но сильной! Такой, как PSI. Но придёт ли когда-нибудь человек, который будет способен нас обЪединить, или примирить, или купить, на худой конец! Сами мы, я вижу, не можем договориться ни о чём. Слишком туго у каждого в штанах! Сделать первый шаг невозможно! А вдруг оконфузят? Вот и живём так, болтаемся как ведро в проруби!

Jaa/Поделиться: